Ваше мнениеФирмыПишут
Наше видеоОб авторахКарта сайта
 

Новости сайта

    06.10.2009 12:04:45
    Новый раздел - наше видео
    Открыли новый раздел — «Наше видео «

    29.07.2009 15:24:20
    Тестируем форум
    Мы запустили форум. Принимайте участие.

    Архив "Новости сайта"

    Экономические и политические последствия русско-японской войны

    Статьи ИСТОРИЯ РУСИ

    Экономические и политические последствия русско-японской войны
    За годы войны экономические затруднения, которые и ранее испытывала царская Россия, значительно обострились. В ряде отраслей промышленности начался застой, вызванный сокращением кредитов со стороны заграничных банков. Жизнь в стране вздорожала, отчего особенно усилились бедствия трудящихся масс. В связи с военными неудачами и создавшимся экономическим положением революционная волна вздымается все выше и выше.

    Мукденское поражение и цусимский разгром еще более обострили все противоречия в стране. Во многих городах произошли забастовки и волнения среди рабочих. Разрасталось крестьянское движение, которое в ряде мест смыкалось с рабочим. Участились случаи волнений и восстаний в армии и флоте. Так, например, в июне 1905 г. в Черноморском флоте произошло восстание на броненосце «Потемкин», открыто перешедшем на сторону революции.

    Большинство промышленной буржуазии открыто стояло за скорейшее заключение мира. Гибель флота под Цусимой вызвала негодование даже в реакционных дворянских кругах. Все настойчивее выдвигались требования о созыве представительных учреждений. Черносотенная печать также требовала заключения мира любой ценой и подавления революционного движения. Внутреннее положение в России было таково, что [607] царизму нужно было кончать войну, чтобы бороться против начавшейся революции.

    Военный разгром, который понесла Россия, и в особенности возможность революционного переворота не были в интересах буржуазии даже тех стран, которые в начале войны поддерживали Японию. Правительства Англии и США старались содействовать царскому правительству в скорейшем прекращении войны. С другой стороны, хотя Япония и вышла из войны победительницей, но и она была сильно ослаблена. Военное напряжение, которое потребовалось от Японии, привело к крайнему истощению всех ее ресурсов. Несмотря на займы, полученные от США и Англии, Япония была накануне финансового краха. Резервы военно-обученных подходили к концу. В войска призывались старики и молодежь. Поэтому когда президент США Теодор Рузвельт предложил начать мирные переговоры, обе воюющие стороны согласились.

    Мирные переговоры велись в Портсмуте в США и закончились подписанием 23 августа 1905 г. мирного договора. Согласно Портсмутскому мирному договору, Россия признала японский протекторат над Кореей, обязалась очистить Манчжурию, передала Японии свое право на аренду Порт-Артура, уступила часть Южно-Манчжурской железной дороги (до ст. Куанченцзы), отдала южную половину острова Сахалин до 50-й параллели и должна была предоставить право рыбной ловли в своих водах японским подданным, а также уплатила большую сумму денег за «содержание военнопленных».

    Поражение в войне ослабило царизм и приблизило революцию. В результате проигрыша войны царское правительство вынуждено было отказаться от своих агрессивных устремлений на Дальнем Востоке. Получив мир из рук США и Англии и вынужденное обратиться к Франции за финансовой помощью для борьбы с революцией, ибо своя казна была пуста, царское правительство окончательно стало на путь закабаления русского народа в интересах иностранного капитала. [608]


    Русско-японская война и военно-морское искусство
    В развитии военно-морского искусства русско-японская война сыграла большую роль. С одной стороны, она подытожила все то, что было сделано за время существования парового флота, с другой — послужила отправной точкой для последующей работы во всех областях военно-морской техники и искусства. На основе опыта этой войны военно-морской флот получил свое формирование как в смысле выработки типов боевых кораблей, так и в организации и тактике. Благодаря опыту русско-японской войны развитие и усовершенствование боевых средств пошло в следующем направлении.


    Артиллерия
    Русско-японская война закрепила за артиллерией значение основного оружия флота. И действительно, исход всех крупных морских сражений решала артиллерия. Кроме того, война дала возможность пересмотреть вопрос о дистанции боя в сторону ее увеличения. Если до войны считалось, что средняя дистанция для морского боя не может быть более 10-15 кабельтовых, то практика морских сражений показала, что средняя дистанция равна примерно 40 кабельтовым и что при этом отчетливо намечается тенденция к ее увеличению до пределов видимого горизонта. Это обстоятельство способствовало переходу к использованию орудий крупного калибра в качестве главной артиллерии линейных кораблей и отказу от средних калибров, тем более что скорострельность и дальность стрельбы орудий крупных калибров повышается. От дистанции в 70-80 кабельтовых при углах возвышения в 20° и скорострельности один выстрел в минуту стали переходить к дистанциям 90-120 кабельтовых при скорострельности один выстрел в 30 секунд. [609]

    Громадное разрушительное действие, которое производили японские фугасные снаряды по сравнению с действием русских бронебойных снарядов, заставило увеличить количество взрывчатого вещества в снарядах и перейти к более сильным по качеству взрывчатым веществам. Чтобы увеличить разрушительное действие снарядов, качество их улучшается и принимаются меры к увеличению начальной скорости. Последнее достигается главным образом путем увеличения калибра самих орудий.

    Артиллерийское вооружение корабля упорядочивается. Уничтожается многообразие калибров. На линейных кораблях не ставят более пушек среднего калибра, а в качестве главной артиллерии используются только крупнокалиберные орудия (254-, 305- и 381-мм). Вторым калибром на кораблях является противоминная артиллерия (76- и 120-мм орудия).

    Рост дальнобойности орудий, вызванный переходом к большим дистанциям боя, заставил перейти к новым научно обоснованным методам управления артиллерийским огнем. Эти новые методы, примененные сначала к управлению огнем одного корабля, а затем и целого тактического соединения, дали возможность повысить как скорость стрельбы, так и процент попадания. В связи с новыми методами стрельбы происходит централизация управления огнем и вызванное этим устройство на кораблях специально оборудованных командных центров.


    Броня
    Опыт войны показал также необходимость лучшего обеспечения живучести корабля, сохранения не только плавучести, но и боевой остойчивости. Это потребовало увеличения площади бронирования и утолщения самой брони. В наиболее ответственных местах толщина брони повышается до 254, 305 и 355 мм при одновременном улучшении качества самой брони. [610]


    Торпедное оружие
    Применявшиеся во время русско-японской войны торпеды были рассчитаны на небольшие дистанции (1000-2000 м) и обладали сравнительно малым ходом (26-32 узла). Для атаки миноносцу нужно было подойти к противнику на такое расстояние, при котором огонь противоминной артиллерии атакуемого был вполне эффективен. Поэтому, как правило, торпедные атаки производились ночью, в условиях плохой видимости, днем же миноносцы рисковали нападать только на подбитые артиллерией корабли. Результаты торпедных атак во время войны показали также, что разрушительное действие торпед недостаточное. Большинство кораблей, получивших попадание одной торпедой, остались на плаву и могли быть спасены. После войны развитие торпеды пошло по пути увеличения дальности действия и скорости хода, а это привело к увеличению калибра самой торпеды. Наряду с улучшением тактико-технических качеств торпеды появилась возможность использования торпед в дневных условиях. Это, в свою очередь, вызвало выработку методов залповой стрельбы при торпедной атаке и увеличение числа торпедных аппаратов на миноносцах. Появились сначала двойные, а затем и тройные аппараты.


    Минное оружие
    Хотя в русско-японской войне артиллерия была основным оружием флота, однако развитие мины за последние двадцать лет до войны обусловило ее широкое применение.

    Минные заграждения использовались обоими противниками как для обороны, так и для активных целей. Так с русской стороны погиб, наскочив на мины, броненосец «Петропавловск»; японцы потеряли на минах ряд кораблей, среди [611] которых были два броненосца «Хацусе» и «Ясима»{23}. Сравнительная легкость и дешевизна изготовления, а также простота обращения с нею сделали мину оружием массового использования. Опыт войны внес значительные усовершенствования в конструкцию мины. Были выработаны различные образцы мин, в зависимости от назначения и способа действия. При этом заряд взрывчатого вещества в мине был значительно увеличен и доведен до 115 килограммов.


    Средства связи
    Русско-японская война явилась первой войной, в которой было широко использовано новое средство связи — радиотелеграф. Применение радиотелеграфа позволило связать и согласовать действия кораблей, находившихся вне видимости друг друга. Это дало возможность управлять кораблями, находившимися на значительном удалении друг от друга, и позволило командованию держать связь с разведчиками и руководить операциями. Так, например, применение радиотелеграфа было широко использовано адмиралом Того во время сосредоточения и развертывания флота при острове Цусима. Однако радиус действия радиотелеграфа был не свыше 100 миль и к тому же конструкция приборов не обеспечивала надежности действия. Тем не менее толчок был дан, и последующее развитие радиотелеграфа сделало его основным средством связи.


    Механизмы
    В боях 10 и 14 августа и при Цусиме особенно выявилось значение больших скоростей. Превосходство японцев в [612] скорости позволило им удерживать выгодные дистанции в бою, быстро менять позицию, охватывать ту или иную часть расположения противника. Поэтому после войны большое внимание было обращено на увеличение скорости кораблей. Вопрос увеличения скорости при все возраставших размерах кораблей обусловил, в свою очередь, переход от слишком громоздких поршневых двигателей к турбинному двигателю, дававшему возможность получить большую мощность при меньших размерах самого двигателя. Вместе с тем идет усовершенствование двигателя внутреннего сгорания. Этот двигатель применятся на кораблях сначала для приведения в действие вспомогательных механизмов, а затем и как двигатель для подводных лодок.


    Топливо
    Наряду с переходом к механизмам более высокой мощности осуществляется переход к нефтяному топливу, дающему большую паропроизводительность и позволяющему более легко поддерживать бездымное горение.


    Кораблестроение
    В связи с развитием техники боевые свойства кораблей также подверглись значительному изменению.

    Сильно возрастает артиллерийская мощь кораблей. С другой стороны, увеличение разрушительной силы снарядов, торпед и мин заставило внести в конструкцию кораблей некоторые изменения, направленные на увеличение живучести корабля.

    На основании опыта русско-японской войны уточнились задачи отдельных классов боевых кораблей. Это, в свою очередь, позволило установить более четкую их классификацию, и дальнейшее развитие отдельных классов кораблей пошло по следующему пути: [613]


    Линейный корабль
    Основной задачей в морском бою в эту войну было поражение противника артиллерийским огнем. Отсюда основными боевыми кораблями флота являлись корабли с мощным артиллерийским вооружением и хорошо защищенные.

    У броненосцев периода войны была значительно усилена артиллерия и броневая защита. Особенно типичным в этом отношении явился русский броненосец «Андрей Первозванный», который получил бронирование всего надводного борта и у которого была усилена артиллерия среднего калибра. Но корабли этого типа не отразили еще тех коренных изменений, которые произошли позже.

    Совершенно новый тип броненосца представлял английский линейный корабль «Дредноут», имя которого стало нарицательным для всех кораблей этого класса.

    В этом корабле, заложенном в октябре 1905 г., нашла свое выражение идея мощного корабля, предназначенного для артиллерийского боя. Вот некоторые данные о «Дредноуте». На нем впервые была установлена главная артиллерия только крупного калибра: 10-305-мм орудий; вторым калибром был противоминный: 24-76-мм; артиллерия среднего калибра отсутствовала. Броневая защита была усилена и достигла толщины 279 мм; скорость хода доведена до 22 узлов. Все это обусловило значительное возрастание тоннажа — до 22 500 тонн.

    Корабли типа «Дредноут» получили название «линейных кораблей».

    Сопоставление боевых качеств этих кораблей с их предшественниками показывает такое возрастание их боевой мощи, что все линейные корабли других типов отошли на второй план. Все государства перешли к строительству таких кораблей, и в дальнейшем мощь флота того или иного государства стала измеряться количеством кораблей дредноутного типа. [614]

    В приводимой ниже таблице даются сравнительные данные броненосных кораблей додредноутного типа и «Дредноута».

    Тип Год постройки Водоизмещение (тонн) Ход в узлах Артиллерийское вооружение Броня мм)
    борт палуба рубка
    Линейный корабль типа «Бородино» 1901 12000 18 4-305-мм, 12-12-мм, 20-75-мм 152-229 50 254 
    Линейный корабль типа «Андрей Первозванный» … 1903 18300 18 4-305-мм, 14-203-мм, 12-120-мм 102-203 76 203 
    Линейный корабль типа «Дреноут» 1906 22500 21,5 10-305-мм, 26-76-мм 202-279 76 279 

    Линейный крейсер
    В соответствии с развитием линейного корабля выработался класс линейных крейсеров, которые заменили собой броненосные крейсеры. Задачей кораблей этого класса, судя по опыту войны, явилось ведение артиллерийского боя совместно с линейными кораблями и выполнение маневров охвата, требующих особенно большого хода. С этой целью корабли эти строились со скоростями, превышающими скорость линкоров, но при условии сохранения одинаковых с линкорами калибров главной артиллерии. Это было достигнуто переходом на жидкое топливо, а также за счет уменьшения числа орудий главного калибра и некоторого ослабления бронирования. В результате [615] линейные крейсеры по силе оставили далеко позади себя своих предшественников — броненосные крейсеры (см. таблицу).

    Тип Год постройки Водоизмещение (тонн) Ход в узлах Артиллерийское вооружение Броня мм)
    борт палуба рубка
    Броненосный крейсер типа «Асама» 1901 9700 21 14-203-мм, 8-152-мм, 12-175-мм 127-178 50 355 
    Броненосный крейсер типа «Рюрик» 1903 15100 21 4-254-мм, 8-203-мм, 10-175-мм 76-203 76 203 
    Линейный крейсер типа «Инвинсибл» 1906 20300 26 8-305-мм, 16-102-мм 102-178 76 305 

    Легкий крейсер
    Существовавшие в период русско-японской войны крейсеры по своим боевым качествам представляли собой очень большое разнообразие. Война определила их основную задачу как задачу разведчиков. Для этого они должны были иметь скорость хода, значительно превышающую скорость линкоров. Кроме того, на них в бою ложилась задача охраны своих линкоров от атак миноносцев противника и вывод своих миноносцев в атаку. Вместе с тем они предназначались для выполнения крейсерских операций. Все это предопределяло их последующее развитие, которое пошло по линии значительного [616] увеличения хода, обязательного бронирования, вооружения артиллерией противоминного калибра и торпедными аппаратами.

    Тип Год постройки Водоизмещение (тонн) Ход в узлах Артиллерийское вооружение Торпедных аппаратов Бронирование мм)
    Крейсер типа «Олег» 1901 6000 23 12-152-мм, 12-75-мм 2 127-76
    Крейсер типа «Новик» 1900 3300 25 6-120-мм 2 Нет 
    Крейсер типа «Инвинсибл» 1912 4900 29,3 12-105-мм 2 305 

    Миноносцы
    Очень крупные измерения претерпел класс миноносцев. Прежде всего, в несколько раз возросло водоизмещение кораблей этого класса, вызванное необходимостью при громадном увеличении их торпедного и артиллерийского вооружения сообщить им очень большие скорости. Кроме того, этот класс кораблей был приспособлен для выполнения минных постановок.

    Развитие миноносцев видно из следующей таблицы: [617]

    Тип Год постройки Водоизмещение (тонн) Ход в узлах Торпедное вооружение Артиллерийское вооружение
    «Буйный» 1902 350 26 2 однот. аппарата 1-75-мм, 5-47 мм 
    «Охотник» 1906 500 25 3 однот. аппарата 2-100-мм, 1-37 -мм
    «Новик» 1912 1350 35 4 тройн. (12 труб) 3-100-мм

    Подводные лодки
    Во время войны были попытки использовать для боевых целей подводные лодки. Однако технические возможности этих лодок были столь ограниченны, что они могли быть использованы лишь для оборонительных целей и в небольших пределах. Одним из основных недостатков подводных лодок был очень малый район плавания. С появлением более совершенных конструкций двигателя внутреннего сгорания развитие подводных лодок сделало значительный шаг вперед. Подводные лодки получили возможность более длительного пребывания в море. Вместе с тем увеличивается их вооружение и делаются попытки использовать их в качестве минных заградителей. Однако, несмотря на рост боевых свойств подводных лодок, они по-прежнему предназначались для оборонительных целей. [618]


    Заградители и тральщики
    В связи с ростом минного оружия и широкого применения мин в целях активного их использования начинается постройка специальных кораблей — минных заградителей, вмещающих значительные запасы мин и обладающих скоростью до 20 узлов.

    Борьба с минами потребовала создания специального корабля — тральщика, обладающего мощными буксирными приспособлениями и небольшой осадкой, долженствующей гарантировать кораблям этого типа безопасность при работе на минном заграждении.


    Тактика
    Особенно большое влияние русско-японская война оказала на тактику. Наметившееся после японо-китайской и испано-американской войн развитие тактики морского боя как артиллерийского состязания в этой войне получило общее признание. Превосходство над противником достигалось сосредоточением огня. Это прежде всего требовало создания в бою условий, обеспечивающих наилучшее использование артиллерии. Отсюда необходимость маневрирования на поле сражения в определенных строях. Для занятия выгодной позиции требовалась большая подвижность и гибкость маневрирования. Японцы решали этот вопрос применением охвата русской эскадры и сосредоточением огня на головных кораблях. Так пытался маневрировать адмирал Того в бою 10 августа 1904 г. Этот же маневр, но с большим искусством, был выполнен им в бою при Цусиме. Эффект такого охвата был налицо. Головные корабли русской колонны получали такие повреждения, что принуждены были выходить из строя ( «Цесаревич», «Суворов») или погибали ( «Бородино»). В то же [619] время японские корабли мало страдали от огня русских кораблей. Для лучшего выполнения маневра-охвата японцы применили маневрирование отдельными отрядами, отказавшись от одной длинной нерасчлененной колонны. Это маневрирование японцев, обеспечившее сильный, сосредоточенный огонь, было принято за образец тактики морского боя.

    Вместе с тем использование миноносцев в бою выразилось в атаке на подбитые корабли противника. Миноносцы применялись для расширения успеха, полученного в артиллерийском бою. Как правило, они выполняли атаки в ночное время, когда условия видимости обеспечивали им сближение на короткую дистанцию. Но для этого требовалось принять меры к тому, чтобы миноносцы в условиях ночи нашли противника. В противном случае атака не давала надлежащего эффекта.

    В бою 10 августа предоставленные самим себе японские миноносцы имели ряд случайных встреч с отступавшими к Порт-Артуру русскими кораблями и не достигли успеха. В Цусимском бою к наступлению сумерек Того сконцентрировал вокруг русской эскадры отряды миноносцев, которые затем в течение ночи произвели ряд успешных атак.

    Опыт боев подчеркнул важность выполнения тактической разведки. Выбор направления атаки (удара) противника, своевременное занятие нужной позиции обеспечивали успешность артиллерийского огня и превосходство над противником. Это можно было осуществить лишь имея надлежащую разведку, значение которой особенно возросло с появлением радиотелеграфа. Адмирал Того как в бою 10 августа, так и в бою при Цусиме имел возможность, находясь за горизонтом видимости русской эскадры, знать ее состав и расположение. Это позволило ему наметить направление удара и выйти на курс русской эскадры, чтобы занять охватывающее положение. Организация и выполнение тактической разведки становятся основным правилом морского боя. [620]

    Использование мин принимает новые тактические формы. Кроме постановки мин для пассивной обороны тех или иных районов, минные заграждения используются и для активной обороны. Для этой цели мины становятся в комбинации с береговыми батареями. Создается так называемая минно-артиллерийская позиция, на которой флот должен принимать бой с противником.

    Затем опыт войны подтвердил полную возможность использования мин и для нападения путем постановки их у берегов противника или на его коммуникациях.

    Новые тактические приемы неизбежно должны были сказаться и на боевой организации. Объединение кораблей в тактические соединения делается по признаку соответствия их тактических свойств, что обеспечивает возможность лучшего использования оружия и прежде всего артиллерии.

    Весь опыт русско-японской войны подтвердил и наглядно показал, что изменение тактики требует соответствующего изменения тактического приема и что изменение тактики противника требует изменения своих приемов.

    Недоучет технических возможностей, ошибочные расчеты и запаздывание в выработке новых правил использования оружия, пренебрежение боевым опытом своего флота и полное неумение подавляющего большинства русских адмиралов реагировать на тактику противника явились одной из основных причин поражения русского флота. [621]

    01.04.2008

    Комментарии

    Добавить комментарий

    ФИО: 
    E-mail: 
    Тема: 
    Комментарий: 
    Оценка:   
     
     
     
     
     
    Код подтверждения:

    Найти:


    Материалы сайта разрешается использовать в соответствии с лицензией GNU FDL
    Наше видео на rutube

    Яндекс.Погода

     

    Разработка vbrg.ru на HostCMS
    хостинг провайдер