Главная -> История Тувы

История Тувы

Каменный век. Проведенные в 1999-2000 гг. исследования московских и томских генетиков показывают, что современные тувинцы — это потомки древних людей, обитавших на территории Тувы еще 30 тыс. лет назад, один из древнейших народов Южной Сибири.
Первые зафиксированные следы обитания древних людей в Туве относятся к раннему палеолиту. Наиболее древние каменные орудия ашельского времени (300 — 100 тыс. лет назад) обнаружены к югу от хребта Танну-Ола у пос. Торгалыг Овюрского района. В Туве открыто около десятка комплексов с каменными орудиями мустьерского периода (100-30 тыс. лет назад).
Интенсивное освоение территории Тувы древним человеком началось в эпоху позднего или верхнего палеолита (20-15 тыс. лет назад). Сложился современный фенотип человека. Климат, фауна и флора также приобрели современный облик.
Древние люди жили родовыми общинами. Имели общую собственность на средства производства и уравнительное распределение продуктов. Главным их занятием были охота, собирательство, рыболовство. Жили они в больших землянках, шалашах и пещерах.
Большое сходство генетических признаков современных тувинцев и американских индейцев указывает на вполне вероятное участие их древних предков-американоидов в начальном этапе заселения Америки.
С переходом к новокаменному веку (неолиту, 6-5 тыс. лет назад) древние люди Тувы, впервые применив технику полировки, сверления и ретуши, начали изготовлять более совершенные орудия. Огромным достижением стало изобретение лука и стрел. Научились изготовлять глиняную посуду, украшать ее геометрическими узорами. Жители степных районов Тувы занимались разведением домашних животных: коз, лошадей и коров. Шел процесс хозяйственного освоения новых территорий. Увеличивалось население.
Эпоха бронзы в Туве (конец III тысячелетия — IX в. до н.э.) ознаменовалась переходом древних обитателей к занятию оседлым скотоводством в сочетании с примитивным земледелием. Охота, рыболовство и собирательство по прежнему оставались важными источниками существования. Данные археологических раскопок свидетельствуют об освоении самородной меди и изготовлении из нее методом холодной ковки разнообразных изделий. Медные орудия начали постепенно вытеснять каменные. Из бронзы отливали ножи, кинжалы, тесла, наконечники для стрел, различные украшения. Из камня, глины и дерева изготовлялись сосуды. Тогда же были освоены верховая езда на лошади, использование повозок, выделка кожи, прядение, ткачество и изготовление более удобной одежды.
В это время на территории Тувы жили предки динлинов — люди смешенного европеоидно-монголоидного типа с преобладанием европеоидных черт. От современных европеоидов они отличались значительно более широким лицом. Это сближает их с верхне-палеолитическими кроманьонцами Западной Европы. В древних китайских хрониках им дается такое описание: «Рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый…, белокурые волосы, нос, выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза». Антропологически и археологически они были связаны с этническим миром Средней Азии и южнорусских степей.
Ранний железный век (VIII — II в. до н.э.) характеризуется значительно более высоким уровнем развития хозяйственной деятельности человека, в сравнении с предшествующими этапами.
Жившие в то время в Туве европеоидные племена, имели заметное сходство в оружии, конском снаряжении и образцах искусства со скифами Причерноморья и племенами Казахстана, Саяно-Алтая и Монголии. Они перешли к кочевому скотоводству, которое с тех пор стало основным видом хозяйственной деятельности населения Тувы и оставалось таковым вплоть до перехода на оседлость в 1945-1955 гг.
Большим достижением племен Тувы было освоение железа. Судя по великолепным бронзовым изделиям, бронзолитейное искусство находилось на достаточно высоком уровне. Большое применение находили ранее освоенные виды хозяйственной деятельности и ремесла.
Повышение производительности труда позволило создавать избыточный продукт. Вслед за этим серьезные изменения произошли в социальных отношениях. Утверждение право наследования богатств по отцовской линии привело к имущественному расслоению. Убедительным примером этого является исследованный в 1971-1974 гг. курган Аржаан (VIII — III вв. до н.э.). В нем было обнаружено коллективное погребение древнего племенного вождя, его жены и 15 приближенных. Вместе с ними были захоронены более 160 коней.
Своеобразное и самобытное искусство местных племен сочетало в себе как местные особенности, так и элементы широко распространенного среди племен евразийских степей т.н. «скифо-сибирского звериного стиля». Об этом, свидетельствуют материалы кургана Аржаан и многие другие находки археологов. Большой интерес представляют предметы декоративно-прикладного искусства, отлитые древними мастерами из бронзы, других цветных металлов или вырезанные из рога, кости, камня и дерева.
Период хунну (II в. до н.э. — I в. н.э.). Около 201 г. до н.э. территория Тувы была завоевана хунну и стала северной окраиной их государства. В китайских источниках сказано, что его основатель и первый шаньюй Модэ (206-174 гг. до н.э.) на севере от своих владений подчинил енисейских кыргызов, кыпчаков, а также динлинов. Под динлинами, видимо, подразумевались племена, «гаогюй» (они же «теле»). В их состав входили и предки уйгуров.
К периоду хунну относится первое упоминание о местных племенах чиков. В начале II в. до н.э. часть племен хунну проникает в Туву и смешивается с ее местными обитателями. Археологические данные убедительно показывают, что с этого времени меняется не только облик материальной культуры местных племен, но и их антропологический тип, который вплотную приближается к центрально-азиатскому типу большой монголоидной расы. Полное соотнесение их с этим типом у известных отечественных антропологов вызывает большое сомнение из-за заметной европеоидной примеси. Примерно в это же время в Саяно-Алтайское нагорье проникли самодийские племена — пионеры оленеводства в мире.
В Туве в этот период значительное развитие получило кочевое скотоводство. Разводились различные виды домашних животных с преобладанием овец и лошадей. При хунну «каждый имел отдельную полосу земли и перекочевывал с места на место, смотря по приволью в траве и воде».
Подсобным видом хозяйственной деятельности оставалось земледелие. Отдельные племена подтаежной зоны занимались собирательством, охотой, торговали мехами. В домашнем хозяйстве использовался труд рабов. Из местной железной руды в несложных сыродутных горнах выплавлялось железо. Путем его горячей ковки изготавливались орудия труда и оружие. Основным жилищем для людей была разборная юрта. Однако строились и срубные дома.
В начале 70-х гг. I в. до н.э. держава хунну переживала глубокий кризис, вызванный внутренними социальными противоречиями, экономическими трудностями и военными неудачами. Воспользовавшись этим восстали подчиненные хунну племена. По свидетельству китайской летописи «динлины…напали на них с севера, ухуаньцы вступили на землю их с востока, усуньцы с запада».
В середине I в до н.э. произошел раскол державы хуннов и население Тувы оказалось в составе северохуннского государства, которое в 93 г. распалось под ударами им подвластных и соседних хунну племен — динлинов, сяньби и других.
После этого гегемония в степи перешла к древнемонгольским племенам сяньби, создавшим свое государство. Их вождь Таншихай возглавил борьбу с хунну, сумел подчинить себе территорию современной Монголии, разгромить три китайских армии. В 157 г. он разбил динлинов. В исторических источниках говорится о том, что «в 411 г. жужани покорили саянских динлинов». В середине VI в. жужаней в свою очередь разгромили тюрки — тугю.
Во II — V в. н.э., судя по археологическим источникам этнический и культурный облик местных племен заметным изменениям не подвергался. Вместе с тем они стояли у истоков древней традиционной культуры и в сложении тувинского народа.
Произошел переход от полукочевого к более подвижному кочевому образу жизни. В связи с этим наибольший удельный вес в структуре скотоводства стало занимать овцеводство. Срубные жилища окончательно уступили место легким войлочным юртам. В это время были заложены многие основы кочевого быта тувинцев. Шире стала применяться кожаная и деревянная посуда, более удобная и практичная в кочевых условиях, чем глиняная. Многие предметы труда и быта, датируемые этим временем, сходны с тувинскими современными. Великолепные образцы орнаментального искусства дает керамика. По ним видно, что в каноническую форму арочно-лопастного орнамента местные мастера вносили индивидуальное своеобразие. Орнаментом украшались не только сосуды, но и утварь, одежда, оружие. В хуннское время прослеживаются многие особенности традиционного орнамента современных тувинцев. В настоящее время древние мотивы орнамента в Туве с успехом используются при изготовлении ковровых изделий.
Высока вероятность того, что у хунну была письменность, которой вполне могли пользоваться и древние обитатели Тувы. Однако ее образцы пока не обнаружены. Из тех же китайских хроник мы узнаем, что перебежчик из Китая, евнух Юе «научил шаньюевых приближенных завести книги, чтобы по числу обложить податью народ, скот и имущество». В сообщении об обмене посольствами между Китаем и древнекамбоджийским царством Фунан, который состоялся в период 245-250 гг., говорится о близком сходстве письменности фунанцев, употреблявших индийский шрифт, с письменностью хунну.
В мировоззрении племен Тувы господствовали анимистические представления — вера в духов и олицетворение сил природы. В это время получают распространение культ предков и шаманство, которое, по мнению некоторых исследователей пришло в Сибирь из Китая.
Племена Тувы в раннефеодальный период. Во второй половине IV в. возникло государство жужаней, в которое входили Монголия, Западная Маньчжурия (Северо-Восточный Китай) и восточная часть современного Синьцзяно-Уйгурского района КНР. Правящая верхушка жужаней в целях обогащения и удовлетворения потребностей в лучших пастбищах для скота, в продуктах земледелия и ремесел оседлых народов вела непрерывные войны с тюркскими народами и Китаем. В результате в V в. владения ихрасширились, доходя на юге до Гоби, на севере до Байкала, на западе до Карашара, на востоке до границ с Кореей.
Жужане создали первое раннефеодальное государство на территории современной Монголии, стоящее в сравнении с сяньбийским на более высокой ступени развития. Расцвет Жужаньского каганата связывают с деятельностью правителя Шэлуня, который в 402 г. принял титул кагана и провел ряд мероприятий по укреплению своего государства. В результате получилась довольно стройная система управления каганатом, включающая в себя правителя, его наместников (селифы управители восточного и западного крыла, на которые делилось государство), тысячников, сотников и других военачальников. Эта система заметно влияла на военно-административное устройство государств Центрально-Азиатского региона в дальнейшем. Ставка кагана находилась на Хангае, около р. Тамир.
Однако из-за междоусобных войн и распрей Жужанский каганат потерял былую мощь, в результате чего потерпел поражение от алтайских тюрок, ранее признававших себя зависимыми от жужаней, и в УI в. прекратили свое существование. Основная часть населения Жужанского каганата вошла в состав государства алтайских тюрок, а другая, известная под названием аваров, откочевала на запад, в Дунайско-Карпатскую котловину.
Еще в 111 в. до н.э. племена чи-ди, по утверждению древнекитайских историков, были вытеснены со своих мест на севере Китая в южную часть Гоби. В начале новой эры, когда они начали кочевать по северной части пустыни, в летописях Вэйской династии их уже именовали «гаогюй» (высокие повозки) 14. Наряду с названием «гаогюй“ в исторических источниках Китая для них употреблялось и народное название“чиле», а во всем Китае эти племена назывались гаогюйскими динлинами.
Однако в истории Суйской (581-618 гг.) и Танской (618-907 гг.) династий названия «гаогюй» и «чиле» заменены термином «теле». О наиболее ранних предках тувинцев известно из китайских хроник, свидетельствующих о том, как в 49 г. до Н.Э. шаньюй северных хуннов Чжичжи разгромил враждебные племена усуней и гяньгуней (кыpгызов), а затем на севере покорил динлинов. Теле, или гаогюйские предки тувинцев, считали себя потомками хуннов, и их язык был сходен с хуннским
На протяжении VI — VII вв. племена теле кочевали на обширных пространствах от Большого Хингана до Тянь-Шаня, включая современную Монголию и Туву. Теле представляли собой конфедерацию племен, основу которой составляли племена огузов, уйгуров, тардушей, игравшую в истории восточной части Центральной Азии как самостоятельную роль, так и в связи с историей древних тюкю и уйгуров. Следовательно, ранними предками тувинцев были в основном кочевые племена теле, близкие по происхождению и языку к племенам тюкю, или тюрок.
В начале VI в. зависимые от жужаней племена тюкю переселились в северо-западный район Монгольского Алтая, южный район Русского Алтая и западную часть современной территории Тувы, где они занимались плавкой железа и изготовлением из него оружия и военных доспехов, а также кочевым коневодством и овцеводством. Тюкю создали хорошо оснащенную оружием и доспехами кавалерию, которая под предводительством Тумена (Бумына) все чаще стала рыскать по степями пустыням Центральной Азии.

 
Сэкономьте время:
получите консультацию эксперта